нового поколения, нового взгляда на независимость, свободу передвижения и свободу в целом. А большие деньги, которые западная промышленность извлекает из любого молодежного увлечения, вскоре сокрушили военизированные устои спорта и воспитания. В 1995 году американская корпорация ESPN получила патент на проведение X-games (Экстрим-игры). Это стало официальным признанием стритстайла и четко отделило его от спорта. Все-таки, откуда он взялся? Как это не странно, дух стритстайла происходит от такого пляжного (а потому безответственного и анархичного) развлечения как серфинг (катание на доске по гребню приливной волны). Уже в конце пятидесятых годов ленивые калифорнийские и австралийские серферы стали скатываться на пляж, стоя или сидя на тележках из автомастерских. У нас они до сих пор никак не заменят промасленных ватников, а вот на западе под машины механик закатывает на специальной тележке с подшипниками вместоколес. В 1965 году появились первые заводские (мануфактурные) роликовые доски. Считается, что впервые полиуретановые колеса для роликов разработала и изготовила фирма <Криптоникс>. Долгое время скейтбординг развивался как некое цирковое <уродство> - необычная акробатика, которой серфингисты коротали время штормов. Лишь в начале 80-х в так называемом фристайле (танцевальной акробатике на плоской площадке) Родней Маллен из Флориды ввел технику <олли> - прыжка с помощью подбива загнутого края доски. На другом краю Америки, в Калифорнии в это время фермеры перешли на капельное орошение, и огромное количество оросительных каналов перешли во владение скейтеров. Вскоре появилась первая профи-команда , выступавшая на рампе, специальном сооружении с плоским дном и закругленными (не в пример каналу) краями. Продажа досок резко подскочила, но команды скейтеров все же больше напоминали бродячий цирк и были жестко отгорожены от молодежи, прежде всего опасностью рампы (попробуй скатись с высоты в 3 или даже 5 метров) и ее недоступностью (3 тысячи долларов минимум). К середине 80-х годов уже была известна техника вылетов, флипов (сальто), грэбов (хваток), грайндов и слайдов (скольжений), но зрителей это уже не удивляло, а массовому движению развиваться было негде. Скейт-фирмы закрывались... Но фирма Powell-Peralta вовремя поддержала молодых скейтеров, для которых доска стала частью, а точнее центром всего стиля жизни. Они просто не расставались с ней ни в школе, ни в супермаркете, ни на вечеринке. Они хулиганили - вели себя вызывающе, одевались не как все, не знали границ. Им не нужна была рампа - они скользили по перилам и прыгали на парковые скамейки. Вскоре уровень продажи стритовых роликовых досок достиг миллионов. Запрет на хулиганское катание по городскому центру вскоре привел к появлению скейт-парков со специальным оборудованием, имитирующим городские <препятствия>: скамейки, перила, ступени, съезды, парапеты. Рядом со скейтерами на них стали <колбаситься> роллеры и велосипедисты, выполняя практически те же трюки и не меняя их название. Например легендарная темка Мак Твис 540 придумана и сделана еще в те времена на роликовой доске. Ее автор Майк МакГилл. Техника прыжка очень быстро развивалась благодаря скейтеру Тони Алва. На рампе был королем Тони Хок. В Германии Титус Диттманн, сначала учитель физкультуры в гимназии, потом лидер уличного экстрима в Европе и миллионер, наряду со скейтбордным бизнесом основал фирму Титус Ролл Спорт и активно продвигал <тележки> на рампе и в стрите. В начале 91 года начался экстрим в Крыму, а потом наУкраине. В Москве в начале 90-х Наталья Бондаренко стала писать о роликовых коньках в прессе и продвигать "Activity-Team", команду <Радиация>, которую собрал Роман Дырин (Акробат).К тому времени в России уже было два относительно мощных соперничающих центра скейтборда: Ленинград (первую рампу сварил собственноручно Сергей Синодалов) и Саратов, где до сих пор минирампа - лучшая в России Под влиянием этих центров находился украинский Харьков. В российских соревнованиях участвовали обычно и скейтеры Риги. На открытом кубке Поволжья в 92 году выступали скейтеры 20 стран, помимо Центрального телевидения эти соревнования снимал американский <Суперчэнел>. В Питер приезжал сам Родней Маллен и были взаимные с Калифорнийской лигой (самой сильной в мире) обмены для поездкок на соревнования. В августе 93 года Рома Акробат впервые стал чемпионом России в агрессивных роликах, выступая все еще на <табуретках>. Всего тогда выступило в рампе человек 6, честно говоря, по сравнению со скейтбордерами, трюков они почти не делали. Новое большое безумие 90-х годов и новая волна уличной культуры крейзи-роллеров связаны с "блэйдами" ("лезвиями"): четыре колеса в ряд на полозьях (фреймах), укрепленных на высоком жестком ботинке. Их рождение произошло в Лас-Вегасе, где в 1981 году на промышленной выставке встретились американский хоккеист Скотт Ольсон и итальянец Джузеппе Кавазин, производитель коньков для хоккея и ботинок для горных лыж. В начале 90-х годов число роллеров в мире оценивалось Всемирной федерацией ролл-спорта в 90 млн человек. Сейчас только молодая итальянская фирма "Роучес" хвастает тем, что обула 40 миллионов. Вероятно, те же масштабы у "Роллерблэйд" (США - Италия), чуть скромнее у "Бауэр" (Швейцария-Канада) и "Ультравиллс" (США). Сейчас эти фирмы сражаются за российский и украинский рынки. Фирмы, сделавшие деньги на серфинге, скейтборде, горных лыжах и других близких развлечений, предлагают своим клиентам и роликовые коньки, например престижнейшая американская фирма "К2" или австрийская <Оксижен> из группы, теннисная делает неплохие колеса. Интересно, что в Москве за 96 год произошла потребительская революция: 8 сентября среди полутора тысяч роллеров, собравшихся в честь Дня Москвы на Поклонной горе было не более 30 в хороших коньках. Остальные спотыкались на китайских подделках из дешевой яркой пластмассы - такие боты называют "погремушками" или "тарахтелками". 5 апреля 97-го года в Лужниках на 1 международном фестивале экстрим-культуры уже несколько сот москвичей летали на настоящих "копытах", причем "Роучес" в России пока теснит конкурентов, несмотря на то, что "Роллерблэйд" засел на лучшем для торговли месте - имеет свой отдел в ГУМе. В статье журнала "Ровесник" (?4,1997), описывающей роликовый бум лета 96 года в Москве, можно заметить 2 полюса пост-советского потребления (характерных и для электроники, и для одежды): сколачивание состояний на дешевых китайских подделках, с одной стороны, и - с другой - страсть новых русских к самым дорогим фирмам. Люди, почуявшие "волну", продавали тогда по пять фур коньков в неделю, скупая в Китае по 10-15 долларов за пару и доводя розницу до 80 долларов.Совсем другая, западная волна прошла через сеть престижных спортивных салонов и автомагазинов. На аллеях Александровского сада и Парка Горького можно оценить настоящее буйство мобильности конца ХХ века: где сотовый телефон, по которому, разъезжая на роликах, дает команды он, и длина ног его спутницы, доведенная дизайном роликов до настоящего шока, логично сочетаются с их джипом.
В Новосибирске же всё появилось совсем недавно, а начало развиваться (не без помощи меня) только в 2000 году... Известная ныне Новосибирская команда инлайн скейтеров NskXTeam зарождалась |